«БАУХАУЗ» в Дессау: опыт реставрации 1996—2006 гг.
С некоторых пор организации, занимающиеся охраной памятников, уделяют особое внимание зданиям архитектуры Современного движения 1920–1930-х гг. Их значение как памятников истории искусства неоспоримо, однако эта архитектура и по сей день выглядит вполне современной, поэтому для широкой общественности она представляет собой часть повседневной жизни и ассоциируется с современными ценностями. В этой связи в зданиях 1920–1930-х гг. часто не видели памятники искусства и истории, которые необходимо изучать и охранять. Кроме того, изначальное качество этих зданий искажается перестройками, а также возникающими проблемами с конструкциями и материалами — зачастую экспериментальными.
Это создаёт особую опасность для архитектуры, бывшей в своё время новаторской, символизировавшей социальные, пространственные, эстетические и технологические перемены. После того, как памятники Современного движения были включены в Список Всемирного культурного наследия и всё большее их число подверглось реставрации, произведённой с учётом требований охраны памятников, их значение стало в большей мере осознаваться и широкой общественностью.
Школа «БАУХАУЗ» созданная в 1919 г. в Веймаре Вальтером Гропиусом посредством соединения Института изобразительного искусства и Школы прикладных искусств, в 1925 г. переместилась в Дессау. Новое здание школы стало «манифестом идей Баухауза в камне».
В.Гропиус стремился осуществить в «Баухаузе» слияние дизайнерских и технических дисциплин в рамках нового строительного искусства. Поэтому мастерские участвовали в решении интерьеров здания, которые являются одной из важных составных частей проекта. Здание «Баухауза» состоит из нескольких корпусов: крыла мастерских, «лаборатории идей» со знаменитым стеклянным фасадом, трёхэтажного северного крыла, пятиэтажного здания студий, в котором жили учащиеся и молодые мастера, а также связующих элементов — одноэтажного актового зала и мостика над улицей. Конструкция представляет собой несущий железобетонный скелет с заполнением кирпичной кладкой, однако в нескольких корпусах использованы несущие кирпичные стены. Крыши — плоские, с террасами, перекрытия армокаменные и покрыты терраццо, ксилолитовым бесшовным покрытием или линолеумом поверх цемента.
Важные элементы — это навесной стеклянный фасад (витраж) и стальные окна различной формы. При движении по зданию, когда открываются внутренние и наружные перспективы, становится понятным значение открытости и прозрачности. Восприятие, жизнь и коммуникация могут одновременно разворачиваться в здании на многих уровнях.
80-летняя история здания — это история изменений. Здание использовалось для разных целей ещё до того, как школа «Баухауз» в Дессау была закрыта в 1932 г. по требованию нацистов. Частично здание было разрушено в 1945 г. и восстановлено в 1976 г. Сегодня оно принадлежит Фонду «Баухауз Дессау» и представляет собой площадку экспериментального творчества, исследований и обучения. Важными направлениями работы Фонда являются, с одной стороны, сохранение, изучение и пропаганда культурного наследия, а с другой — исследование актуальных проблем урбанистики, включая поиск проектных решений городского пространства, архитектуры и дизайна. Для многочисленных посетителей со всего света в здании предусмотрена туристическая инфраструктура. Здание «Баухауза» в Дессау находится под охраной государства с 1964 г. В 1976 г. оно впервые подверглось реставрации и в 1996 г. вместе с домами мастеров в Дессау и постройками в Веймаре было включено в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Начатые в 1996 г. реставрационные работы включали в себя реставрацию несущих конструкций и оболочки здания, восстановление исторической планировки, функциональные усовершенствования для использования и обновления технического оборудования, а также восстановление исторических характеристик поверхностей. После окончания работы над зданием будут проведены мероприятия по благоустройству окружающей территории.
В начале работ были выполнены необходимые анализ и исследования, результаты которых в обобщённом виде нашли отражение в общей концепции проекта. Она разрабатывалась двумя архитектурными командами: одна — местная — располагала детальным знанием дессауских зданий, другая — швейцарская — имела богатый опыт работы с произведениями Современного движения 1920–1930-х гг. в разных странах. Это сочетание локальной и международной компетенции оказалось весьма плодотворным.
Концепция реставрации здания «Баухауза» одновременно принимает во внимание значение этого сооружения как памятника культуры, т.е. как шедевра зодчества, и как исторического документа. Необходимо было учесть исторические особенности материалов и конструкций, художественно-эстетические аспекты, строительно-технические и юридические проблемы, а также потребности, связанные с нынешним использованием дома. Разработка общей концепции обеспечила возможность рассмотрения и учета самых разных потребностей, благодаря чему в результате удалось создать логичное и непротиворечивое целое.
При реставрации «Баухауза» не ставилась цель возвращения зданию первоначального облика. С одной стороны, основные элементы здания сохраняются или восстанавливаются, если они были утрачены — это относится, например, к конструкциям, их визуальной доступности и цветовым характеристикам, к качеству поверхностей. Эти основные составляющие имеют важнейшее значение для понимания архитектуры здания «Баухауза». С другой стороны, проявлено уважение к 80-летней истории дома, её следы не устраняются полностью. К этой истории могут быть отнесены как свидетельства использования здания, так и изменения, которые производились в течение всех этих лет, если они не искажают художественный облик постройки. Таким образом, памятник можно и нужно воспринимать и как исторический документ.
Исчерпывающее знание постройки позволило обозначить зоны с разными приоритетами. Они выделены на рисунке красным, зелёным и коричневым цветом. В помещениях, помеченных красным, основное направление работ — реставрация и восстановление. Здесь в значительной мере всё осталось в том виде, в каком оно было в 1926 г., те или иные элементы не только ремонтируются и восполняются, но, по возможности, также воссоздаются, с тем чтобы сохранить и продемонстрировать художественно-эстетические достоинства памятника. В обозначенных зелёным цветом частях здания основным содержанием работ является ремонт. Это в основном те помещения, которые подверглись реставрации 1976 г., когда после многочисленных разрушений первоначальный внешний вид был в общем восстановлен, однако всё же не совсем точно в деталях. В здании имеются также зоны, где главные работы направлены на поддержание и модернизацию — они отмечены коричневым цветом. Для всех зон приоритетным является максимальное сохранение элементов, восходящих ко времени строительства дома. Современные включения должны быть опознаваемы, но без разрушения общего впечатления или доминирования, они должны быть заметны только «на второй взгляд». Самое большое внимание при реставрации уделяется зонам, сохранившим в значительной мере свою материальную основу, которая подлежит реставрации и восполнению. Благодаря тому, что уже на ранней стадии разработки проекта были определены зоны, которые необходимо прорабатывать особенно детально, финансовые средства использовались целенаправленно.
Знаменитый навесной фасад был почти полностью уничтожен во время Второй мировой войны, лишь малая часть его сохранилась; она и послужила в 1976 г. образцом при реконструкции с применением чёрного анодированного алюминия. К сожалению, этот оригинальный фрагмент фасада впоследствии оказался утраченным. Во время работ 1976 г. были также утрачены первоначальные ленточные и обычные окна в северном крыле, мостике и корпусе мастерских, они были заменены упрощенными копиями. Однако несколько окон 1926 г. сохранились — преимущественно в актовом зале, в цокольных этажах и в боковых помещениях.
При нынешних работах принятый подход был дифференцированным: окна, восходящие ко времени строительства дома, были реставрированы, т.е. отремонтированы, восполнены и покрашены. Окна и навесной фасад, которые были имитированы при реконструкции 1976 г., отремонтированы и приведены в рабочее состояние. Несколько окон были полностью утрачены или находились в настолько плохом техническом состоянии, что их пришлось демонтировать. Они будут заменены точными копиями, изготовленными по образцу сохранившихся первоначальных окон.
При восстановительных работах были обнаружены оригинальные окна 1926 г., которые считались утраченными. Они были демонтированы в 1976 г., и из них была сооружена садовая теплица. После демонтажа теплицы с использованных для её строительства окон были сняты чертежи и фотографии, они были тщательно отреставрированы и снова установлены в здании.
Таким образом, в здании «Баухауза» соседствуют окна, относящиеся к 1926 г., времени его постройки, копии 1976 г. и окна, отреставрированные в 2006 г. Их окраска производится с учётом общего вида сооружения, в цвет изначальных окон. При анализе реставраторами сохранившихся стальных окон 1926 г. было установлено, что снаружи они были не чёрного, а тёмно-серого цвета. Это цветовое решение было восстановлено, точно так же, как и относящаяся ко времени строительства белая окраска окон изнутри. Благодаря этому здание вновь обрело элегантный внешний вид.
На последнем примере прослеживаются перемены в представлениях о содержании и методах охраны памятников, происходившие на протяжении последних 30 лет. Если в 1976 г. оригинальные окна не реставрировали, а предпочитали заменять упрощёнными имитациями, то в настоящее время наивысшим приоритетом стало закрепление и сохранение исходной субстанции, то есть аутентичности подлинника. Сегодня целью является не только воссоздание облика, но и сохранение памятника в его сугубо материальном аспекте. Отношение к качеству поверхностей имеет важное значение для построек Современного движения с их прозрачностью и хрупкостью. Эта архитектура, благодаря лаконичному языку форм, достигает своего эффекта за счёт использования ограниченного набора материалов и работы со светотенью, с гладкими и шершавыми поверхностями. Поэтому не только цвет, но и качество материала, и структура поверхности оказывают решающее воздействие на эстетический эффект того или иного архитектурного сооружения, который может оказаться нарушенным вследствие даже незначительного вмешательства. Поэтому при реставрации построек 1920–1930-х гг. необходимо уделять особое внимание этим вопросам.
Цветовое решение здания «Баухауза» разрабатывалось в отделении настенной живописи школы под руководством Хиннерка Шепера. Шепер учился в 1919—1922 гг. в «Баухаузе» в Веймаре, преподавал в 1925—1932 гг. в «Баухаузе» в Дессау и до 1933 г. в «Баухаузе» в Берлине. В 1929—1931 гг. он получил отпуск и работал в Москве. В это время, в частности, было разработано цветовое решение дома Наркомфина (архит. М.Гинзбург и. Милинис, 1928—1930 гг.).
При восстановлении качества поверхностей в здании «Баухауза» в большинстве помещений на поверхности стен и потолков наносится тончайший слой раствора штукатурки, которая по своим материалам и структуре точно соответствует первоначальной известковой штукатурке. Далее наносится краска, соответствующая историческому образцу. Сохранившиеся остатки первоначальной штукатурки и краски закрепляются и защищаются. Грубые повреждения в штукатурке тем самым компенсируются. Только в отдельных местах оставлены открытыми — с реставрационным закреплением и дополнением — исторические слои краски на штукатурке и на деревянных панелях дверей и встроенных шкафов.
Актовый зал — это центральное ядро «Баухауза», где в одну большую анфиладу соединяются собственно зал, сцена и столовая. Здесь также налицо признаки, характерные для почерка мастерской настенной живописи «Баухауза». Так, цветовое решение столовой подчёркивает архитектурную логику: несущие конструкции и заполнение отмечены цветом: красным, белым и чёрным. Плоскости потолков разделены на крупные и более мелкие участки, балки имеют матовые и блестящие поверхности. Блестяще-белые нижние стороны балок гармонируют с покрытыми белой краской столами и дверями. Актовый зал, выдержанный в чёрных, серых и белых тонах, выглядит очень торжественно, и это настроение дополнительно усиливается тёплым светом софитов. Наряду с матовыми серыми и белыми поверхностями присутствуют блестящие чёрные двери и потолки, покрашенные серебряной краской, которая отражает свет софитов.
Эффектность архитектуры «Баухауза» складывается из этих и многих других деталей, которые при реставрации были сохранены и частично заново открыты. Их выразительность описывается в заявке на включение «Баухауза» в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО следующим образом: «Их непревзойденная художественная яркость напоминает об оставшемся до сего дня незавершённым проекте модернистской архитектуры, которая создавалась для удобства человека и которая использует данные ей в распоряжение технические и интеллектуальные средства не в разрушительных целях, а стремится приложить их к построению жизненного мира, достойного человека. […] Пусть направленные на политическую и социальную реформу общества идеи „Баухауза“ и оказались утопическими мечтаниями, всё же эта утопия — по крайней мере, частично — стала реальностью хотя бы потому, что она породила архитектуру, которая благодаря сочетанию своей привлекательной простоты и заботы о человеке по сей день покоряет сердца, и в качестве культурного наследия уходящего века принадлежит людям всех наций».
Перевод Кирилла Левинсона
Здание «Баухауза»после реставрации. Фото 2005 г. Фонд «Баухауз Дессау», Брюк
История дизайна от Александра Подгорного
История дизайна от Александра Подгорного
Комментариев нет:
Отправить комментарий