Библиотека Алвара Аалто — центральная городская библиотека Выборга, построенная в 1933—1935 годах по проекту финского архитектора Алвара Аалто.
Здание считается вехой в истории современной архитектуры, ибо обозначает переход Аалто от неоклассицизма к функционализму. Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля — сочетание строгости функционализма и нежной плавности природных линий. Сенсацию в архитектурном мире вызвал волнообразный потолок лекционного зала.
Строительство библиотеки началось в 1927 году на средства, которые завещала вдова выборгского мецената Юхо Лаллукка состоятельная горожанка Мария Лаллука, а 13 октября 1935 года произошло торжественное её открытие. Вскоре библиотека стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.
Здание библиотеки после постройки. Вид на главный вход.
1.
План цокольного этажа, на этом этаже осуществляются входы в детское отделение библиотеки (верхняя часть плана) и в зал периодических изданий (на плане слева), так же на этом этаже размещалось фондохранилище.
2.
Первый этаж, на этом этаже располагался главный вход в библиотеку, лекционный зал с акустическим потолком (на плане справа) и читальный зал (на плане слева).
3.
Второй этаж, здесь над лекционным залом располагались вспомогательные помещения, так же в главном объеме на уровне второго этажа, располагался зал выдачи книг по абонементам. Так же в него можно было попасть по лестнице из читально зала.
4.
На кровле располагалось 57 круглых световых фонарей, диаметром 180 см.
5.
Поперечный разрез по главному входу, вид в сторону лекционного зала.
6.
Поперченный разрез по лестнице, вид в сторону читального зала.
7.
Продольный разрез.
8.
Так выглядит главный вход сейчас. Летом много листвы так что обозреть всю библиотеку целиком не удается.
9.
Внутренняя и наружная цветовая гамма определяется применением естественных материалов. По возможности Алвара Аалто везде оставлял естественный белый цвет известковой штукатурки, которой покрыт весь фасад, часть стен покрыта белой масляной краской и только металлические детали вводят в общую цветовую гамму черный цвет и некоторые другие оттенки.
10.
Вид с улицы на лекционный зал.
11.
Вид на библиотеку после постройки, со стороны входа в детское отделение.
12.
И вот мы попали внутрь библиотеки. Там проводятся индивидуальные экскурсии для всех желающих. Цена смешная 50 рублей с человека, и не важно сколько вас двое или группа.
Главный холл завораживает игрой света. От люда можно сразу попасть во все части библиотеки. Холл уже отремонтирован, но покрытие на полу в некторых местах вспучилось и отошло.
13.
справа от входа расположен гардероб и вход в лекционный зал с акустическим потолком. Эта часть здания имеет металлическую каркасную конструкцию. Здесь в качестве акустического материала использовано дерево.
14.
Потолок лекционного зала состоит из волнообразных деревянных пластин, служащих для такого распределения звука - в первую очередь голоса, - которое создавало бы для большей части зала равные акустические условия. Сейчас зал находиться на реставрации или реконструкции или на ремонте, кому как нравиться. Потолок был полностью заменен. Дерево искали очень долго,так как нужна была древесина определенной породы и хорошего качества. Пол - дубовая массивная доска - подарок из Финляндии.
15.
16.
Зал будто бы сливается с природой через панорамные окна.
17.
Так он выглядел после постройки. В зале была мебель, дизайн которой тоже разработал Алвара Аалто. В первых двух рядах стояли более комфортные кресла, далее стулья или табуреты.
18.
Вход в зал закрывался раздвижными деревянными дверями-панелями.
19.
Пространство у входа в лекционный зал, сейчас занято столами для посетителей, где можно выйти в интернет, так же тут сидит тетушка администратор, которая у нас принимала денюшки за экскурсию. На мой взгляд уголок выглядит очень сумбурно.
20.
Галерея вдоль лекционного зала, сейчас место используется, для мелких выставок.
21.
Сам библиотечный корпус состоит из зала книжного абонемента и читального зала. Они соединены таким образом, что вся главная часть представляет собой единый огромный зал, в котором различные уровни пола создают необходимое внутреннее разделение. Корпус прямоугольной формы построен в основном без перегородок. Имеет толстые кирпичные стены. В глухих стенах,толщина которых 75 см, расположены вентиляционные каналы. Во время войны библиотека очень пострадали и поле ее восстановления в советское время, каналы были нарушены и частично замурованы, так что теперь эта грамотная вентиляция не функционирует. Перекрытия пролетом 17, 6 метра сделано из железобетонных балочных конструкций, которые связаны с системой верхнего освещения.
Главный принцип системы освещения заключается в том, что глубина конуса такова, что луч солнца, попадающий под углом 52 градуса и ниже, не может прямо проникнуть в здание, и таким образом в течении круглого года в залы попадает только рассеянный свет. Все освещение библиотеки построено на том что солнечный свет отражается и не создает теней и бликов, прямые солнечные лучи не попадают на книги и не портят их.
Читальный зал, после ремонта в советское время и до сих пор не могут устранить протечки.
22.
Читальный зал, вид на абонемент.
23.
Сначала читальный зал был поделен перегородками на более мелкие части.
24.
Абонемент.
25.
26.
Здесь за моей спиной расположен выход на открытую террасу, с которой осуществляется выход на кровлю.
27.
Интерьер абонемента после постройки.
28.
29.
Здесь представлена мебель, спроектированная архитектором для библиотеки: кресло, стул, табурет.
30.
Далее мы проходим в детское отделение библиотеки. В ход в него расположен с противоположенной стороны от главного входа, с другой части парка. Напротив был расположен фонтан, детская площадка, предполагалось что дети могут играть посещать библиотеку. Все было взаимосвязано.
31.
При входе были расположены раковины, чтоб заходя в библиотеку после детской площадки, они могли помыть руки и только потом пользоваться библиотекой. На мой взгляд очень грамотное решение! Сейчас раковин нет.
32.
Второй зал детского отделения.
33.
Фондохранилище. Сейчас библиотека переполнена.
34.
Зал периодических изданий. Тут уже сделан ремонт. Вход в зал осуществляется сразу с улицы, проходя мимо можно зайти и почитать газеты, журналы.
35.
36.
Вход в зал периодики.
37.
Открытая терраса и выход на кровлю.
38.
39.
40.
Вот мы и на крыше лекционного зала.
41.
Здесь представлен образец стекла, которым закрыты световые фонари. Это для тех кто не поднимается на верхнюю кровлю, но мы пошли дальше!
42.
Часть крыши над читальным залом. Поскольку фонари плоские, зимой в нашем климате выпадает снег и в залах используется дополнительная система освещения, светильники светят на стены и зал также освещается рассеянным светом.
43.
Конструкция световых фонарей очень проста. на бетонном конусе внутри, под собственной тяжестью, на резиновом ободке лежит внутреннее стекло. С улице на бетонном конусе через резиновый жгут лежит второе стекло, большего диаметра. Стекла не закреплены.
44.
45.
46.
47.
Здание библиотеки очень грамотно спланирована, превосходно решены все задачи, доступ читателей, комфортное использование библиотеки ее работниками, созданы оптимальные условия освещения, отвечающие гигиене зрения, а также разработка систем отопления и вентиляции (которая в данный момент к сожалению не функционирует)
Помимо архитектурных особенностей библиотека имеет уникальную книжную коллекцию: Например, собрание отдела краеведческой литературы, который формировался — и продолжает формироваться — на основе фонда, подаренного библиотекой финского города Лаппеенранта. Это, книги о Выборге и Карелии на финском, шведском, немецком и других языках. За годы реставрации здания библиотеки это собрание пополнилось, возможно, самой цельной в России подборкой книг о творчестве Алвара Аалто и о самом здании библиотеки. Среди них, например, трехтомник биографа Алвара Аалто Горана Шильдта с автографом автора.
В настоящее время здание библиотеки Алвара Аалто — возможно, крупнейший памятник архитектуры функционализма на территории Российской Федерации — поставлено на государственную охрану.
Финская академия Алвара Аалто финансирует его неспешную реставрацию. Так же в восстановлении участвует Швеция и различные частные меценаты.
Некоторые материалы взяты из книги Алвар Аалто "Архитектура и гуманизм"
Материал взят здесь>>
Здание считается вехой в истории современной архитектуры, ибо обозначает переход Аалто от неоклассицизма к функционализму. Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля — сочетание строгости функционализма и нежной плавности природных линий. Сенсацию в архитектурном мире вызвал волнообразный потолок лекционного зала.
Строительство библиотеки началось в 1927 году на средства, которые завещала вдова выборгского мецената Юхо Лаллукка состоятельная горожанка Мария Лаллука, а 13 октября 1935 года произошло торжественное её открытие. Вскоре библиотека стала известна во всём мире как эталон библиотечного здания.
Здание библиотеки после постройки. Вид на главный вход.
1.
План цокольного этажа, на этом этаже осуществляются входы в детское отделение библиотеки (верхняя часть плана) и в зал периодических изданий (на плане слева), так же на этом этаже размещалось фондохранилище.
2.
Первый этаж, на этом этаже располагался главный вход в библиотеку, лекционный зал с акустическим потолком (на плане справа) и читальный зал (на плане слева).
3.
Второй этаж, здесь над лекционным залом располагались вспомогательные помещения, так же в главном объеме на уровне второго этажа, располагался зал выдачи книг по абонементам. Так же в него можно было попасть по лестнице из читально зала.
4.
На кровле располагалось 57 круглых световых фонарей, диаметром 180 см.
5.
Поперечный разрез по главному входу, вид в сторону лекционного зала.
6.
Поперченный разрез по лестнице, вид в сторону читального зала.
7.
Продольный разрез.
8.
Так выглядит главный вход сейчас. Летом много листвы так что обозреть всю библиотеку целиком не удается.
9.
Внутренняя и наружная цветовая гамма определяется применением естественных материалов. По возможности Алвара Аалто везде оставлял естественный белый цвет известковой штукатурки, которой покрыт весь фасад, часть стен покрыта белой масляной краской и только металлические детали вводят в общую цветовую гамму черный цвет и некоторые другие оттенки.
10.
Вид с улицы на лекционный зал.
11.
Вид на библиотеку после постройки, со стороны входа в детское отделение.
12.
И вот мы попали внутрь библиотеки. Там проводятся индивидуальные экскурсии для всех желающих. Цена смешная 50 рублей с человека, и не важно сколько вас двое или группа.
Главный холл завораживает игрой света. От люда можно сразу попасть во все части библиотеки. Холл уже отремонтирован, но покрытие на полу в некторых местах вспучилось и отошло.
13.
справа от входа расположен гардероб и вход в лекционный зал с акустическим потолком. Эта часть здания имеет металлическую каркасную конструкцию. Здесь в качестве акустического материала использовано дерево.
14.
Потолок лекционного зала состоит из волнообразных деревянных пластин, служащих для такого распределения звука - в первую очередь голоса, - которое создавало бы для большей части зала равные акустические условия. Сейчас зал находиться на реставрации или реконструкции или на ремонте, кому как нравиться. Потолок был полностью заменен. Дерево искали очень долго,так как нужна была древесина определенной породы и хорошего качества. Пол - дубовая массивная доска - подарок из Финляндии.
15.
16.
Зал будто бы сливается с природой через панорамные окна.
17.
Так он выглядел после постройки. В зале была мебель, дизайн которой тоже разработал Алвара Аалто. В первых двух рядах стояли более комфортные кресла, далее стулья или табуреты.
18.
Вход в зал закрывался раздвижными деревянными дверями-панелями.
19.
Пространство у входа в лекционный зал, сейчас занято столами для посетителей, где можно выйти в интернет, так же тут сидит тетушка администратор, которая у нас принимала денюшки за экскурсию. На мой взгляд уголок выглядит очень сумбурно.
20.
Галерея вдоль лекционного зала, сейчас место используется, для мелких выставок.
21.
Сам библиотечный корпус состоит из зала книжного абонемента и читального зала. Они соединены таким образом, что вся главная часть представляет собой единый огромный зал, в котором различные уровни пола создают необходимое внутреннее разделение. Корпус прямоугольной формы построен в основном без перегородок. Имеет толстые кирпичные стены. В глухих стенах,толщина которых 75 см, расположены вентиляционные каналы. Во время войны библиотека очень пострадали и поле ее восстановления в советское время, каналы были нарушены и частично замурованы, так что теперь эта грамотная вентиляция не функционирует. Перекрытия пролетом 17, 6 метра сделано из железобетонных балочных конструкций, которые связаны с системой верхнего освещения.
Главный принцип системы освещения заключается в том, что глубина конуса такова, что луч солнца, попадающий под углом 52 градуса и ниже, не может прямо проникнуть в здание, и таким образом в течении круглого года в залы попадает только рассеянный свет. Все освещение библиотеки построено на том что солнечный свет отражается и не создает теней и бликов, прямые солнечные лучи не попадают на книги и не портят их.
Читальный зал, после ремонта в советское время и до сих пор не могут устранить протечки.
22.
Читальный зал, вид на абонемент.
23.
Сначала читальный зал был поделен перегородками на более мелкие части.
24.
Абонемент.
25.
26.
Здесь за моей спиной расположен выход на открытую террасу, с которой осуществляется выход на кровлю.
27.
Интерьер абонемента после постройки.
28.
29.
Здесь представлена мебель, спроектированная архитектором для библиотеки: кресло, стул, табурет.
30.
Далее мы проходим в детское отделение библиотеки. В ход в него расположен с противоположенной стороны от главного входа, с другой части парка. Напротив был расположен фонтан, детская площадка, предполагалось что дети могут играть посещать библиотеку. Все было взаимосвязано.
31.
При входе были расположены раковины, чтоб заходя в библиотеку после детской площадки, они могли помыть руки и только потом пользоваться библиотекой. На мой взгляд очень грамотное решение! Сейчас раковин нет.
32.
Второй зал детского отделения.
33.
Фондохранилище. Сейчас библиотека переполнена.
34.
Зал периодических изданий. Тут уже сделан ремонт. Вход в зал осуществляется сразу с улицы, проходя мимо можно зайти и почитать газеты, журналы.
35.
36.
Вход в зал периодики.
37.
Открытая терраса и выход на кровлю.
38.
39.
40.
Вот мы и на крыше лекционного зала.
41.
Здесь представлен образец стекла, которым закрыты световые фонари. Это для тех кто не поднимается на верхнюю кровлю, но мы пошли дальше!
42.
Часть крыши над читальным залом. Поскольку фонари плоские, зимой в нашем климате выпадает снег и в залах используется дополнительная система освещения, светильники светят на стены и зал также освещается рассеянным светом.
43.
Конструкция световых фонарей очень проста. на бетонном конусе внутри, под собственной тяжестью, на резиновом ободке лежит внутреннее стекло. С улице на бетонном конусе через резиновый жгут лежит второе стекло, большего диаметра. Стекла не закреплены.
44.
45.
46.
47.
Здание библиотеки очень грамотно спланирована, превосходно решены все задачи, доступ читателей, комфортное использование библиотеки ее работниками, созданы оптимальные условия освещения, отвечающие гигиене зрения, а также разработка систем отопления и вентиляции (которая в данный момент к сожалению не функционирует)
Помимо архитектурных особенностей библиотека имеет уникальную книжную коллекцию: Например, собрание отдела краеведческой литературы, который формировался — и продолжает формироваться — на основе фонда, подаренного библиотекой финского города Лаппеенранта. Это, книги о Выборге и Карелии на финском, шведском, немецком и других языках. За годы реставрации здания библиотеки это собрание пополнилось, возможно, самой цельной в России подборкой книг о творчестве Алвара Аалто и о самом здании библиотеки. Среди них, например, трехтомник биографа Алвара Аалто Горана Шильдта с автографом автора.
В настоящее время здание библиотеки Алвара Аалто — возможно, крупнейший памятник архитектуры функционализма на территории Российской Федерации — поставлено на государственную охрану.
Финская академия Алвара Аалто финансирует его неспешную реставрацию. Так же в восстановлении участвует Швеция и различные частные меценаты.
Некоторые материалы взяты из книги Алвар Аалто "Архитектура и гуманизм"
Материал взят здесь>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий