пятница, 15 марта 2013 г.

Петер Беренс


История: Петер Беренс — AEG

 

Петер Беренс (Peter Behrens) - один из крупнейших немецких художников, архитекторов и дизайнеров. Известен, прежде всего, как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких как стекло и сталь. Являлся одним из основателей Веркбунда - рабочего союза, в который вошли художники, архитекторы, ученые, промышленники и педагоги с целью облагородить промышленность через искусство.



Петер родился в Гамбурге 14 апреля 1868 года. Учился живописи в художественных школах в Карлсруэ и в Дюссельдорфе и начинал свою творческую карьеру как живописец.



После поездки в 1896 году в Италию, Беренс становится одним из основателей «Объединенного союза работников искусств и ремесел», так называемого Мюнхенского кружка. В 1898 году он начал заниматься формообразованием промышленной продукции и выполнил свои первые работы в этой области. Среди них, например, отличающиеся лаконизмом формы прототипы бутылей и бокалов для массового производства стекольными заводами.



В 1899 году Беренс был приглашен в Дармштадт, где войдя в группу молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами в совместном использовании средств различных пространственных искусств. Эти занятия стимулировали его интерес к архитектуре.

В 1901 году он построил свой собственный дом, для которого разработал дизайн каждого элемента, начиная от конструкции, заканчивая кухонной утварью. В нем чувствуется несомненное влияние Анри Ван де Вельде и Чарльза Ренни Макинтоша, но дом этот строже, чем обычные для того времени здания немецкого модерна (югендстиль).



В 1902 году по проекту Беренса был построен павильон Германии на международной выставке в Турине. С 1903 по 1907 годы он занимает пост директора в художественно-промышленной школе Дюссельдорфа.

В 1907 году Петер Беренс был приглашен на должность художественного директора в крупнейший электропромышленный концерн Германии AEG.




Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт. Владельцев фирмы интересовала не столько эстетика вещей, сколько завоевание мирового рынка. Появилась необходимость в создании индивидуального облика компании, разработке единого стиля изделий, их фирменной идентификации. Это, по мнению промышленников, должно было способствовать успешному продвижению товаров AEG на мировом рынке.

Для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию и рекламу компании, но и производственные помещения, и был приглашен Петер Беренс, который первым воплотил подобную концепцию на практике.






Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, фирменную упаковку, выставочные стенды, а также производственные здания, мастерские и квартиры для рабочих. Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Беренс очень последовательно проводил линию по подчинению разнообразной продукции одному принципу стилеобразования.








Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи, например, чайник из элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития.












Помимо фирменного стиля, в период с 1908 по 1911 годы, Беренс спроектировал для AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них - Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году, считающийся убедительным примером нового фабричного здания и ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни.




Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из стали и стекла, турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи. Принимая власть науки и промышленности с пессимистическим смирением, Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий сельскохозяйственным постройкам - чувство, по которому недавно урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию.











Производственное здание AEG

Осуществляя идею универсальности принципов построения промышленного сооружения, Беренс использовал эту схему и для здания Германского посольства в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади (1911 - 1912), которое также отмечено отчужденностью и сверхчеловеческим масштабом.





Интерьеры здания - вестибюль, парадная лестница, приемные залы - были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в помещениях, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, выполненные из мрамора, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон.
Здание, ставшее одним из ключевых памятников европейского неоклассицизма, не сохранилось в своем первоначальном виде, став жертвой вспыхнувших в 1914 году анти германских настроений. Во время одного из погромов был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства, коллекция фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа.





В 1914 году Беренс прекращает сотрудничество с AEG. В 1920 -1924 годах он создает проект административного здания компании Hoechst AG в духе архитектуры экспрессионизма.






Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923 -1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую можно отнести к ранним образцам интернационального стиля.




После прихода к власти Гитлера Беренса обвиняют в сочувствии коммунистам, что, по мнению нацистов, было отражено в его постройках. Но архитектору удается убедить власти в отсутствии связи между его творчеством и политикой. Беренс находился в пассивной оппозиции к режиму, но в то же время монументальность его построек, возвеличивавшая империалистические устремления предвоенной Германии, послужила образцом для неуклюжего циклопического псевдоклассицизма третьего рейха. Петер Беренс умер 27 февраля 1940 года в Берлине.



Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху функционализма и геометризации форм. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности - художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.


текст: Виктор Храповицкий

2 комментария:

  1. Не стесняемся подписываемся на мою группу в контакте http://vk.com/design_history_alex_podgorniy

    ОтветитьУдалить
  2. во всех роботах прослеживаеться очень хорошо подчерк автора,наборы вообще класс

    ОтветитьУдалить