понедельник, 18 марта 2013 г.

Социальное жилье как аналог готического собора


Шесть берлинских жилых массивов 1920-х годов претендуют на статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Бруно Таут. Город-сад Фалькенберг



Бруно Таут. Квартал Карла Легина

Бруно Таут. Квартал Карла Легина

Бруно Таут. Город-сад Фалькенберг

Бруно Таут. Поселок Шиллерпарк

Бруно Таут. Поселок Шиллерпарк

Речь идет о важных памятниках архитектуры «современного движения», проекты которых принадлежат Вальтеру Гропиусу, Бруно Тауту, Хансу Шаруну. Они относятся ко времени Веймарской республики, когда склонявшийся к левым политическим идеалам руководитель берлинского строительного комплекса Мартин Вагнер построил за несколько лет 150 000 новых квартир, соответствовавших современным стандартам жилого пространства. Они резко отличались от дешевого жилья, которым приходилось довольствоваться берлинцам до этого. Свежий воздух, водопровод с горячей водой, центральное отопление, развитая система общественного транспорта были по-настоящему революционными новшествами.
Но не только это сделало шесть жилых комплексов в немецкой столице уникальным явлением. В них соединились требования социально-политической ситуации с новаторским подходом к формальному решению. В результате появилось материальное выражение социальной утопии – эти окруженные зеленью дома, просторные и светлые, отражающие веру в непреодолимую благую силу научно-технического прогресса. Представители берлинского «Архива Баухауса», поддерживающие заявку в ЮНЕСКО, сравнивают эти шесть ансамблей с готическими соборами, так как те и другие – выражение в архитектурной форме господствующего мировоззрения своих исторических эпох.
Самым ранним из представленных на рассмотрение комплексов является город-сад Фалькенберг Бруно Таута, проект которого относится к 1912 году. Все остальные постройки, включая жилой массив в форме подковы в Брице, поселок Шиллерпарк и квартал Карла Легина (все три – также проекты Таута) относятся к 1920- м годам.
Ансамбли Таута как военного, так и послевоенного времени отличает от современных им построек активное использование цвета, больше – в Фалькенберге, в меньшей степени – в Брице, особенностью которого стало искусственное озеро, на которое выходят все квартиры комплекса.
Также в «шестерку лучших» вошли Зименсштадт и Вайссе Штадт. Оба – примеры сдержанного раннего модернизма, в разработке проекта первого участвовали Вальтер Гропиус, Хуго Херинг и Ханс Шарун, второго – Бруно Арендс, Вильгельм Бюнинг и Отто Рудольф Салвисберг.
Решение ЮНЕСКО по вопросу о статусе этих ансамблей будет принято не раньше середины следующего года, и, если оно будет положительным, то они станут первыми памятниками Всемирного Наследия Берлина XX века (сейчас к этому разряду относятся только два объекта в этом городе – комплекс Музейного острова и королевские дворцы и парки Берлина и Потсдама, постройки XVIII - XIX веков).
Бруно Арендс. Жилой массив Вайссе Штадт 
Бруно Арендс. Жилой массив Вайссе Штадт
Бруно Арендс. Жилой массив Вайссе Штадт 
Бруно Арендс. Жилой массив Вайссе Штадт

1 комментарий: