четверг, 21 марта 2013 г.

Фарнсуорт Хауз (The Farnsworth House) Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe).



Фарнсуорт Хауз (The Farnsworth House) Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe).

Лучшие современные архитекторы при всей непохожести на то, что делал Мис ван дер Роэ, несомненно «выросли» из него.




Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — Филипа Джонсона, архитектора и художественного критика.


 Сегодня большое количество архитекторов работает по мисовскому принципу. Конечно, это антиконтекстуальная, как мы сейчас сказали бы, архитектура. Но обвинения в строительстве «коробок», которые то и дело звучат, не стоит относить к Мис ван дер Роэ. Предъявлять их следует тем, кто бездумно повторяет мисовские работы. Исследование же самого архитектора касалось другого – поиска не формы, а языка, обладая которым можно работать в других направлениях, в том числе и в поисках связей со средой. Так, найдя язык – дорический ордер, и отталкиваясь от него, пошла в свое время колоссальная культура пластической, классицистической архитектуры… Форма для Мис ван дер Роэ была вторична, первична же – структура, в ней он искал образность.






Для наших ревнителей региональной архитектуры он мог бы явиться жупелом, потому что был у истоков того, что явилось в результате интернациональным стилем, подчинявшимся не средовой или исторической подоплеке, а общим универсальным принципам. Ведь Мис ван дер Роэ искал универсализм, и это довольно ортодоксальная универсальность…





Концепция Мис ван дер Роэ была связана только с металлом и не охватывала архитектуру железобетона, ставшего в последствии основным, самым распространенным материалом для создания пластических форм. В этом смысле наследие Ле Корбюзье – более благодатная почва для обсуждения. Ведь наряду с модернистской архитектурой его поиски образности, особенно во второй половине жизни, были очень яркими и запоминающимися. Однако Мис ван дер Роэ, любивший повторять: «Есть смысл делать то, что может быть использовано всеми», привнёс в творчество других законы своего собственного, персонального стиля…





Комментариев нет:

Отправить комментарий