вилла «Дом над водопадом» («Фоллинг-Уотер») в Бер-Ране |
Дом Уинслоу, шт. Иллинойс, 1894 |
«Дома прерий» быстро завоевывали популярность. В 1901-1909 гг. Райт создал около
120 проектов и построил 76 таких домов. Большинство из них предназначались для бизнесменов и представителей среднего класса и были расположены в быстро растущих пригородах Чикаго. Двумя лучшими постройками этого периода считаются дом Роби (Чикаго, 1907) и усадьба Кунли (Риверсайд, штат Иллинойс, 1908). Макеты и фотографии построек, выполненных Райтом, часто экспонировались на различных выставках, а в 1907 г. состоялась его первая персональная выставка в Художественном институте Чикаго.
Наряду с архитектурной деятельностью он выступал с публичными лекциями и много писал; в 1932 г. вышла в свет его «Автобиография» (переиздана с дополнениями в 1943 г.). В том же 1932 г. он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины, и в своей усадьбе Тейлизин-Уэст организовал Тейлизинское товарищество (позднее Архитектур-ная школа Ф.Л. Райта).
В 1936 г. Райт выполнил три блистательных проекта. Первый из них – дом Джекобса в Мэдисоне (штат Висконсин) – попытка создать удобное жилое здание для людей среднего достатка. Второй проект – офис фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине (штат Висконсин) – здание без окон, размером 69 х 69 м. И третий – вилла «Дом над водопадом» («Фоллинг-Уотер») в Бер-Ране (штат Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой
вилла «Дом над водопадом» («Фоллинг-Уотер») в Бер-Ране |
XX в. В 1938 г. Райт создал еще одно произведение, ставшее вехой в развитии современной архитектуры, – новую школу-мастерскую в Скоттсдейле (штат Аризона), получившую название «Тейлизин-Уэст». При его создании были использованы местный камень, балки из красного дерева и брезентовые кровли. В последние 23 года жизни архитектора получили воплощение 180 из 400 созданных им проектов, а всего за 72 года своей творческой деятельности он спроектировал 800 и построил около 400 зданий.
Райт умер в Фениксе (штат Аризона) 9 апреля 1959 г.
Райту принадлежит и несколько общественных сооружений, в частности, конторское здание Ларкин-билдинг в Буффало (1904, не сохранилось), где впервые использовались кондициони-рование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров. Создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке (штат Иллинойс, 1905-1906), Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанными бетонные поверхности. Одной из самых трудных задач, с которой он блестяще справился, было проектирование сейсмоустойчивого здания отеля «Империал» в Токио (построено в 1917-1922 гг., демонтировано в 1968 г.).
Благодаря консольной подвеске этажей и мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м, эта массивная постройка устояла во время сильнейшего землетрясения 1923 г.
здание Музея Соломона Р. Гугген-хейма в Нью-Йорке |
здание Музея Соломона Р. Гугген-хейма в Нью-Йорке |
здание Музея Соломона Р. Гугген-хейма в Нью-Йорке |
здание Музея Соломона Р. Гугген-хейма в Нью-Йорке |
К числу наиболее известных построек Райта относится здание Музея Соломона Р. Гугген-хейма в Нью-Йорке. Проекты музея появились в 1943 г., но строительство началось лишь в конце 1950-х гг. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися кверху витками, охватывающий перекрытый прозрачным куполом световой дворик.
Бет-Шалом |
Архитектурный объем сина-гоги Бет-Шалом близ Филадельфии (1954) образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида. Греческая православная церковь Благовещения близ Милуоки (1956) представляет собой чаше-образный зал на тонких высоких опорах. Легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле (1957-1959) раскинулись на трех холмах участка в 121 га.
В последние годы жизни Райт опубликовал десятки статей; он объединил самые важные из своих печатных работ 1930-х годов в сборнике «Будущее архитектуры» (1953). Затем вышли книги «Естественный дом» (1954), «Завещание» (1957), а также переработанный проект «города широкого простора» – «Живой город» (1958).
Очень крутой дяядька был. Хотела бы я иметь хоть немного его таланта.
ОтветитьУдалитьприрожденый гений
ОтветитьУдалить